Тренинговый центр AlterEgo: корпоративные тренинги, мастер-классы и вебинары. Тренинги развития личности.
На главную страницу
Обратная связь
Карта сайта
Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?
Мастер коммуникаций
Управление эмоциями
Наши тренеры
Свяжитесь со мной!

Введите код 

Отправить
Главная > Публикации > Как сказку сделать былью?

Как сказку сделать былью?

10 февраля

Спецификация цели (На фото Баранова Ольга)У всех нас есть мечты, по крайней мере, мне хотелось бы на это надеяться )) У кого-то это материальные радости, у кого-то – события и путешествия, а у кого-то – достижения и призы. Мечтать – это хорошо, полезно, радостно и перспективно. Но иногда настает момент, когда мечта просится воплотиться в жизнь. И первое, что мы должны сделать, это преобразовать свою мечту в цель. Чтобы в этом нам помочь профессионалы НЛП исследовали многих успешных людей в области постановки и достижения целей. И, как результат, эти мудрые и любознательные люди подарили нам чудесный инструмент под названием «Спецификация цели». 

Википедия пишет, что спецификация – это перечень особенностей. Давайте рассмотрим, какие особенности нужно учитывать при постановке целей.

1.    Цель сформулирована позитивно

Это значит, что вам следует сформулировать то, чего вы хотите, а не то, чего вы не хотите, от чего бежите, что хотите бросить или прекратить. Кроме того, в формулировке цели не должно звучать  частички «не». Если вдруг вам не удается это сделать сразу, и формулировка цели получается все равно отрицательная, задайте вопрос: «А что ты хочешь вместо этого?»

Пример:
«Не хочу жить с родителями!» – «А что ты  хочешь вместо этого?» – «Собственную квартиру».
«Боюсь выступать перед большим количеством людей». – «А что ты хочешь вместо этого?» – «Чувствовать себя спокойно и уверенно».

2.    Цель относится к вам и находится под вашим контролем

Достаточно часто от людей можно слышать: «Хочу, чтобы он дарил мне цветы…», «Хочу, чтобы мне повысили зарплату…», «Хочу, чтобы он (клиент) купил у меня….» - ну, и так далее.

А что лично вы можете сделать для достижения этой цели? Как минимум, мужчине можно намекнуть, а лучше прямо сказать: «Люблю цветы и хочу, чтобы дарил!» Начальнику тоже неплохо бы рассказать, почему он должен вам повысить зарплату, какая ему от этого выгода? А для работы с клиентом в НЛП есть куча инструментов – от техники «Раппорт» до «Трёхпозиционного описания коммуникаций».

3.    Цель должна быть сенсорно-очевидна

Как я пойму, что получил результат? Здесь хорошо бы представить себе все до мельчайших подробностей: как конкретно это будет выглядеть? Как я себя в этом чувствую?  –  здесь важно отметить  сенсорные критерии – что я увижу, услышу, почувствую, когда достигну цели? Если ее можно измерить количественно, то обязательно указываем желаемые цифры – тысячи, килограммы, километры и т.д.

4.    Цель находится в нужном контексте

Где? Когда? И с кем вы этого хотите? У каждой цели должно быть свое место и время. Определенное поведение, ощущения, состояния могут быть уместны в одном контексте, но абсолютно не подходить при других обстоятельствах.  Поэтому, обязательно определите, для каких ситуаций уместна ваша цель.

5.    Цель экологичная

Это значит, что при достижении цели вы должны учесть:

  • Не приобретете ли вы что-то лишнее, не потеряете ли что-то важное?
  • Как это отразится на других областях вашей жизни?
  • Не помешает ли достижение цели чему-то более значимому?

Этот пункт предохраняет нас от горести разочарования. Иначе, мы можем получить результат, но вдруг осознать, что это совсем не то, что нам нужно. Если вы хотите открыть свой бизнес, а ради этого придется пожертвовать временем, проводимом с семьей, или любимым хобби, нужно точно осознавать, насколько это вам подходит. А если нет, может в формулировке цели стоит что-то пересмотреть?

Еще один момент, который стоит упомянуть – то, насколько цель является вашей. «А действительно ли этого хочу я, а не мои близкие, или просто так положено в обществе, или потому что об этом меня просят другие?»

6.    Масштаб цели

«Хочу, чтобы был мир во всем мире…», «Хочу, чтобы все дети земли были счастливы» и т.п. Давайте конкретизируем, чьи конкретно дети, в первую очередь? Здесь решение может быть таким: большого слона, как известно, едим по кусочкам – берем цель, масштабируем ее на меньшие цели, специфицируем и действуем!
Разбирая причины лени и постоянного откладывания дел на завтра, многие люди обнаруживают, что не приступают к реализации цели, лишь потому что она слишком велика, и поэтому непонятно, с какой стороны к ней лучше подступиться, – этот пункт как раз помогает в таких ситуациях.

7.    У вас есть все необходимые ресурсы для достижения цели

Что может быть ресурсом? Материальные ресурсы, информация, связи и отношения с другими людьми. Личные ресурсы – что я могу, что знаю и умею, из каких состояний у меня это лучше всего получается. Кроме того, как я выгляжу – тоже зачастую бывает ресурсом  Ну, и единственный невосполнимый ресурс – это время – достаточно ли его у вас?

Для поиска недостающих ресурсов помогают вопросы  – какие ресурсы для достижения цели есть у вас уже сейчас? Какие еще нужны? Где их можно взять?
Тут очень может помочь другая мини-техника НЛП «6 шагов поиска ресурсов»:

  • Что ты хочешь/тебе нужно? (или что ты хочешь вместо этого?)
  • Что именно нужно делать? (максимальная деталировка)
  • Кто этого уже достиг?
  • Как он это сделал?
  • Какие качества для этого нужно развить?
  • Представь ситуацию, как если бы ты уже мог делать (чувствовать) это/делаешь (чувствуешь) это.

8.    Препятствия

Что мешает тебе начать делать это прямо сейчас? Какие препятствия могут встретиться на пути? Какие ресурсы нужны для преодоления препятствия?

Иногда необходимо каждое препятствие выделить в цель и тоже «отспецифицировать». Если вдруг вы обнаружили, что препятствий нет, но «воз и ныне там» – вернитесь-ка в экологию – может, оно вам и не нужно? Может это чья-то навязанная цель? А может, это ваше мудрое бессознательное бережет вас отчего-то?..

9.    Первые шаги

А теперь – к действию! Что конкретно, где, когда и во сколько вы будете делать? С чего начнете? Если есть возможность, начните прямо сейчас, пока есть энергия и желание действовать. Пока есть ясность цели и вы на ней сосредоточены, – позвоните, напишите письмо, сделайте первый шаг – и цель начнет к вам приближаться!

Зиновьева Лариса,
Бизнес-тренер, тренер НЛП, коуч

Баранова Ольга,
Бизнес-тренер, коуч

 

© AlterEgo, 2009-2018
E-mail: info@alteregotraining.ru ТопТренинг.ru - независимый рейтинг тренингов